t2t1

t3

 

Что такое «ледовая переправа»? Дорога через реку? Дорога по льду? Живешь на Ямале вроде бы не первый год, а объяснить можешь разве что в общих чертах. А ведь у этих дорог – миллион своих тонкостей, разобраться в которых под силу только специалистам. С одним из них – главным государственным инспектором ЯНАО по маломерным судам Александром Макаровым – мы побеседовали на эту тему накануне открытия нового сезона ледовых переправ и зимних автодорог.

 Александр Юрьевич, сколько ледовых переправ планируется открыть в округе в этом году, и на какое время запланировано их открытие?
– В зимний период 2013-2014 годов планируется открыть 88 ледовых переправ. Вчера, 27 ноября, была открыта переправа по реке Обь между городами Салехард и Лабытнанги. Пока движение разрешено для автомобилей общей массой до 3,5 тонн и гусеничного транспорта общей массой до 5 тонн. Остальные ледовые переправы будут открываться в декабре.

 Есть ли разница между ледовой переправой и зимней автодорогой?
– Водная переправа – это водный объект на реках, каналах, озерах, проливах и заливах, предназначенный для перевозки людей, техники и груза. В период навигации переправа людей и груза может осуществляться на судах, а зимой – по льду: пешком или на автомобилях. Разницы между зимними автодорогами и ледовыми переправами практически нет: в большинстве случаев переправа – это продолжение «зимника». На ней установлены дорожные знаки и действуют правила дорожного движения, аналогичные тем, которые действуют на обычной автодороге.

 Каковы условия открытия ледовых переправ, и какие требования к ним предъявляются?
– После ледостава и наступления устойчивых минусовых температур начинаются работы по устройству ледовой переправы: очистка рабочей полосы от снега и торосов, ремонт трещин во льду, наращивание ледяного покрова, установление вешек, обозначающих границы переправы, и так далее. Устройство ледовых переправ выполняется в соответствии с требованиями «Инструкции по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ», а также согласно проекту переправы, который ежегодно корректируется с учетом накопленного опыта эксплуатации.Движение по ледовой переправе разрешается при достижении такой толщины ледяного покрова, которая способна выдержать нагрузку от транспортных средств. При этом расчеты необходимой толщины ледяного покрова производятся с учетом коэффициента, учитывающего неравномерность структуры льда, коэффициента, учитывающего интенсивность движения по ледовой переправе, а также температуры окружающей среды. Соответственно, итоговая цифра будет варьироваться в зависимости от этих показателей. Увеличение грузоподъемности ледовой переправы происходит по мере увеличения толщины ледяного покрова.На Ямале с учетом климатических особенностей региона открытие ледовых переправ начинается в ноябре-декабре, а их закрытие происходит в мае-июне. Ледовые переправы в северных районах округа действуют дольше, чем в южных. Переправы, являющиеся частью зимних автодорог, открываются вместе с дорогами.В части требований, предъявляемых к ледовым переправам, можно указать наличие дорожных знаков, информирующих пользователей о грузоподъемности ледовой переправы, максимально разрешенной скорости движения, дистанции между транспортными средствами и так далее; наличие информационных щитов о порядке пользования ледовыми переправами и проезда по ним; хорошо заметные ограничительные вешки по обеим сторонам переправы; оборудование ледовых переправ средствами связи на контрольно-пропускных пунктах и многое другое. Все это инспекторы ГИМС проверяют при проведении технического освидетельствования ледовой переправы.

 Как происходит прием ледовой переправы в эксплуатацию?
– После того, как ледовая переправа готова, ее принимает специальная комиссия в составе представителя владельца (заказчика) ледовой переправы, администрации муниципального образования (так как разрешение на устройство переправы на своей территории выдает администрация), подрядной организации и представителя ГИБДД, по итогам чего подписывается акт приемки объекта.Затем ГИМС проводит техническое освидетельствование переправы в соответствии с установленными правилами технического надзора и упомянутой выше инструкцией, в процессе которого должностные лица государственной инспекции по маломерным судам проверяют всю необходимую документацию на переправу и проводят непосредственный осмотр переправы с целью определения ее технического состояния. Если по результатам освидетельствования установлено, что на переправе обеспечивается безопасность эксплуатации и выполняются требования «Правил охраны жизни людей на водных объектах», должностное лицо ГИМС МЧС России по субъекту Российской Федерации выдает разрешение на эксплуатацию переправы.Режим работы ледовой переправы определяется эксплуатирующей ее организацией (владельцем переправы) по согласованию администрацией субъекта Российской Федерации и администрацией муниципального образования, органами ГИМС МЧС России, а также ГИБДД МВД России в части обеспечения безопасных условий для движения транспорта и пешеходов.

 На что должны обращать внимание водители, чтобы сделать свой маршрут движения по ледовой переправе наиболее безопасным?
– В первую очередь необходимо соблюдать действие знаков дорожного движения, предупреждающих знаков. Кроме того, следует обращать внимание на информацию о закрытии зимних автодорог и ледовых переправ в связи с неблагоприятными погодными условиями и их открытии (данная информация транслируется в «бегущей строке» на окружных телеканалах, по радио, на сайте Главного управления МЧС Росси по ЯНАО), и в соответствии с этим планировать свой маршрут.

 Могут ли инспекторы ГИМС привлекать водителей к административной ответственности за нарушение правил движения по ледовой переправе?
– По действующему законодательству ГИМС МЧС России по ЯНАО не обладает такими полномочиями. Привлечь водителей транспортных средств к административной ответственности за нарушение правил движения по ледовым переправам (нарушение скоростного режима, действия запрещающих знаков и так далее) могут только сотрудники ГИБДД.

 И последний вопрос: кто несет ответственность за безопасность на ледовых переправах?
– Как вы можете видеть из всего вышесказанного, устройство, содержание и эксплуатация ледовых переправ – процесс комплексный, в нем задействованы различные структуры и организации, и каждая из них несет ответственность по своему направлению.Так устройство переправы, соответствующей всем необходимым нормам и требованиям (то есть, такой переправы, которая будет максимально безопасна в процессе ее надлежащего использования), и поддержание ее в таком состоянии до конца сезона лежит на владельце переправы, а также на организациях, задействованных в ее устройстве, приеме и последующем обслуживании (содержании). Для ГИМС в данном случае важно добросовестное проведение технического освидетельствования ледовой переправы, а после ее ввода в эксплуатацию – контроль выполнения требований по обеспечению безопасности людей и охраны их жизни.Однако нельзя исключать из этого списка и самих пользователей переправ. Я уже говорил о сотрудниках ГИБДД, обладающих полномочиями привлечь к административной ответственности водителей, нарушающих правила движения на ледовых переправах. Но и сами водители должны ответственно подходить к пользованию переправами и понимать, что движение по льду связано с определенным риском, так что нарушение установленных норм, правил и ограничений может закончиться трагически и для них, и для пассажиров.

Кристина Жилина

Пресс-служба ГУ МЧС России по ЯНАО

Фото ГИМС МЧС России по ЯНАО

http://89.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/862919

t4
t5