Скачать брошюру прибора Пикор-Автодор
Дорожный георадар Пикор-Автодор является геофизическим прибором, предназначенным для подповерхностного зондирования и измерения толщины непрозрачных сред — слоев дорожного покрытия (асфальта, бетона, щебня, песка, грунтов), выявления неоднородностей, аномалий. На основании полученных данных о времени прихода отраженного сигнала прибор позволяет вычислять толщины слоев зондируемых сред, обнаруживать и вычислять расстояния до неоднородностей в средах.
Из-за использования достаточно высоких частот зондирующего сигнала (1200 МГц или 1600 МГц) глубинность действия георадара ограничена (50-70 см). Т.е. он гарантированно получит отраженный сигнал от верхних слоев дорожной одежды (асфальт, щебень), но из-за затухания сигнала в среде может не получить отражения от нижних слоев (песок, грунт). Впрочем, все зависит от конкретных условий применения: толщин и структуры слоев, влажности.
Основные задачи, решаемые прибором:
— для подрядной строительной организации, выполняющей дорожные работы – бесконтактно и без бурения измерять толщину слоев свежеположенного асфальта и других материалов с точностью до 1 см для контроля за расходованием материалов и выполнения требований к работам, результат обработки будет получен через несколько минут после измерений;
— для заказывающей или контролирующей организации, проверяющей качество выполнения дорожных работ – бесконтактно и без бурения измерять толщину слоев асфальта и других материалов с точностью до 1 см на всем протяжении построенной (отремонтированной) дороги по всей ширине дорожного полотна для контроля выполнения подрядчиком требований к работам по толщине асфальтового слоя и толщине и структуре всей дорожной одежды, результат измерений (полноценный отчет) может быть получен через несколько часов.
Прибор Пикор-Автодор не заменяет сертифицированные измерительные средства контроля, а дополняет их. Условно говоря, он показывает, «где нужно бурить и брать керн или работать асфальторезом».
Все измерения проводятся с геопривязкой к координатам и последующем отображении на карте местности. Прибор можно использовать как в транспортном варианте с автомобиля, так и в носимом (или с тележки).
Преимущества при использовании прибора в сравнении с традиционным методом определения толщины слоев дорожного покрытия при помощи бурения или вырезания:
- значительно уменьшается трудоемкость, затраты времени и необходимость согласования множества проверочных бурений. Для калибровки и проверки данных прибора требуется бурение или вырезание в 1-2 точках, далее слои на экране ноутбука оказываются «привязаны» к фактическим и могут быть определены на всем протяжении участка дороги;
- измерения проводятся по всей поверхности участка дороги (в длину и в ширину), а не только в нескольких точках. Между этими точками могут находиться некачественно выполненные участки, которые с помощью прибора можно «увидеть», а с помощью бурения – нет;
- стоимость в несколько раз ниже аналогичных отечественных и зарубежных георадарных приборов;
- прибор простой в освоении и в большинстве случаев не требует специалиста-геофизика для интерпретации данных.
Программное обеспечение прибора Пикор-Автодор после выполнения измерений позволяет получить наглядный профиль дорожного покрытия с привязкой по расстоянию, таблицу с данными всех измерений по толщинам слоев, координатам и меткам, построить графики с профилем толщины слоя от расстояния и GPS трек с толщинами слоев.
Комплектация
Для удобства выбора подходящей комплектации прибора Пикор-Автодор сформировано несколько типовых комплектов, каждый для решения определенного круга задач. При заказе возможен выбор любых опций из перечня комплектации прибора
Базовый комплект — минимальный комплект прибора, необходимый для обследования дорожного покрытия. В базовый комплект входят:
- антенный модуль Пикор-2;
- антенная часть и корпус антенного модуля Пикор-3*;
- кабель mini-USB с герметичным разъемом, 2 м;
- кабель mini-USB с герметичным разъемом, 4.5 м;
- USB-флеш-накопитель с программным обеспечением Пикор-Лед 5.0;
- GPS-приёмник с USB интерфейсом;
- USB-удлинитель, 3 м
* — внутри антенных модулей используется одинаковый приемопередающий модуль, который можно переставлять, меняя антенны и частоту. Пикор-3 с частотой 1200 МГц обладает большей глубинностью действия и более габаритный, Пикор-2 с частотой 1600 МГц обладает меньшей глубинностью и малогабаритный. В этом случае пользователь использует собственный ноутбук для обработки и визуализации сигнала.
Полный комплект — комплект прибора, включающий все необходимые опции. В полный комплект входят:
- антенный модуль Пикор-2;
- антенная часть и корпус антенного модуля Пикор-3*;
- кабель mini-USB с герметичным разъемом, 2 м;
- кабель mini-USB с герметичным разъемом, 4.5 м;
- USB-флеш-накопитель с программным обеспечением Пикор-Лед 5.0;
- ноутбук на базе Windows 10 с характеристиками не хуже: Intel Pentium, RAM от 4 Гб, HDD/SSD от 256 Гб, от 2 USB);
- автомобильное зарядное устройство для ноутбука;
- транспортировочная сумка;
- GPS-приёмник с USB интерфейсом;
- USB-удлинитель, 3 м;
- тележка для работ в пешеходном режиме.
Дополнительно могут предоставляться услуги по подготовке отчетов об измерениях специалистом-геофизиком на основе сделанных прибором записей.
Параметры
№ п/п | Наименование показателя | Значение |
---|---|---|
1 | Измеряемая толщина дорожного покрытия (глубина зондирования) модуля Пикор-2 (модуля Пикор-3) | 3…50 см (3…70 см) |
2 | Центральная частота модуля Пикор-2 (Пикор-3) | 1600 МГц (1200 МГц) |
3 | Точность измерений | 1 см |
4 | Разрешающая способность (минимальный размер объекта) | 3 см |
5 | Время автономной работы (питание от батареи ноутбука), возможно использование автомобильного зарядного устройства ноутбука | 2-3 часа |
6 | Число замеров в секунду (в зависимости от настроек) | 50 |
7 | Скорость при креплении прибора на автомобиль (с выполнением 1 измерения через каждые 10 см) | 20 км/ч |
8 | Высота отрыва антенного модуля от поверхности | 20-40 см |
9 | Сектор обзора (диаметр площади обследования) | 1 м |
10 | Расстояние между точками координат GPS (при скорости 20 км/ч) в зависимости от модели приемника | 1-3 м |
11 | Размеры модуля Пикор-2 (Пикор-3) | 39 х 30 х 13 см (56 х 45 х 16 см) |
12 | Масса модуля Пикор-2 (Пикор-3) | 1,8 кг (5 кг) |
13 | Диапазон рабочих температур индикационного модуля (антенны) | от -40°С до +50 °С |
14 | Время подготовки к работе | менее 1 мин |
15 | Внешний интерфейс индикационного модуля (антенны) | mini-USB, герметичный |
16 | Степень защиты индикационного модуля (антенны) | IP67 |
17 | Совместимость с операционной системой | Windows 7, 8, 10 |
18 | Совместимость формата данных и возможность постобработки в других профессиональных программах | RadExplorer, GeoScan через MatLab конвертер |
Принцип действия
Принцип действия прибора схематично показан на рисунке справа. Импульсный сверхширокополосный радиосигнал малой мощности излучается передающей антенной вглубь среды, отражается от границ раздела сред с различной диэлектрической проницаемостью и принимается приемной антенной. После первичной обработки и преобразования в цифровую форму полезный сигнал через USB-кабель передается на компьютер для дальнейшей обработки и визуализации. Питание прибора осуществляется также через USB-кабель, т.е. внутри антенного модуля, размещаемого снаружи, отсутствуют батареи. Информация об отраженном сигнале визуализируется на радарограмме. По вертикальной оси отсчитывается толщина (время распространения радиоволны), по горизонтальной оси – время (количество измерений). В окошке видна текущая толщина слоя в см. В отдельном окне открыта карта, где отображается GPS трек позиционирования прибора, на котором каждой точке трека соответствует значение толщины слоя.
Порядок работы с прибором Пикор
- Провести измерения. Для этого закрепить антенный модуль на автомобиле (или тележке в пешем режиме), подключить GPS-приемник, запустить программу на ноутбуке, включить запись сигнала и проехать вдоль всего дорожного полотна, которое необходимо обследовать.
- Для быстрого измерения толщины слоев свежеположенного дорожного полотна провести экспресс-обработку сигнала на месте проведения работ. Данные прибора верифицировать измерениями линейкой по краю слоя.
- Для контрольного измерения толщины слоев свежеположенного дорожного полотна проехать с прибором на всем протяжении построенной (отремонтированной) дороги, при необходимости несколько раз для охвата всей ширины дорожного полотна и собрать необходимые записи измерений. Данные прибора верифицировать с помощью бурения и взятия керна. Далее обработать все записи согласно руководству и составить отчет.
Программа
Специальное программное обеспечение «Пикор-Лед» (последняя версия 5.0) предназначено для управления параметрами антенного модуля, визуализации отраженного сигнала на радарограмме (по вертикали – толщина среды, по горизонтали – время) в реальном времени, записи отраженного сигнала, использования различных алгоритмов для автоматического вычисления расстояния между границами раздела сред воздух-асфальт-щебень и т.д. и определения толщины каждого слоя, записи трека от GPS-приемника и отображения его на карте с привязкой к данным измерений прибора. Работает под операционной системой Windows.
Ниже на рисунках показан графический интерфейс и некоторые функциональные возможности программы (в качестве примера представлена среда – лед). В окне радарограммы выводится визуализированная информация об изменении сигнала со временем в плотностном виде. Обычно видна слоистая структура с наиболее четкими границами, при измерении расстояния между которыми определяется толщина соответствующего слоя. Выделенные границы раздела сред показаны ярко-зеленый цветом. Шкала слева отображает расстояние в метрах, шкала справа — в наносекундах. Горизонтальная шкала указывает на номер трассы (замера).
Программой предусмотрена возможность работы прибора в режиме регистратора, т.е. вести запись файлов приемлемого размера без необходимости останавливать запись для сохранения и начинать вновь, аналогично функции видеорегистратора на автомобиле. Для настроек различных параметров и вызова инструментов есть два контекстных меню и дополнительное меню параметров. Для более подробного ознакомления с возможностями программы можно запросить руководство по эксплуатации на прибор.
Подготовка отчета
Анализ данных измерений и подготовку отчета нужно выполнять по записи с полностью корректными границами слоя. Если в записи имеются некорректные скачки границ, их нужно откорректировать вручную и сохранить правильные границы, используя соответствующие инструменты. После выполнения обработки данных согласно инструкции мы получим файл Excel с данными толщины льда для каждого измерения, категории по толщине, расстоянии от начала отрезка измерения. Ниже показаны примеры графиков, которые можно получить для отчета.
Также можно получить интерактивный график с GPS треком с толщиной слоя, где можно узнать толщины и расстояние от начала трека для каждой точки, наведя курсор мышки, увеличивать любую область, и интерактивный график с GPS треком с толщиной слоя сразу на карте OpenStreetMaps
Примеры работы
В последние годы нами проведена большая работа по адаптации многофункционального контрольно-индикационного прибора Пикор-Лед к версии прибора для обследования дорожного покрытия Пикор-Автодор, разработаны методики работы, специальные крепления на автомобиль. Среди наших заказчиков службы судебной экспертизы, подразделения Роскапстроя, строительные организации. Работы с прибором выполняются в соответствии с ГОСТ Р 58349-2019 «Методы измерения толщины слоев дорожной одежды».
Отзывы
Ниже вы можете найти отзывы наших покупателей о приборе Пикор-Автодор, отчеты о работе прибора, методики работы с георадаром, презентационные материалы, сертификаты прибора Пикор-Автодор, нормативную документацию.