Назначение

Скачать брошюру прибора Пикор-Автодор

Дорожный георадар Пикор-Автодор является геофизическим прибором, предназначенным для подповерхностного зондирования и измерения толщины непрозрачных сред — слоев дорожного покрытия (асфальта, бетона, щебня, песка, грунтов), выявления неоднородностей, аномалий. На основании полученных данных о времени прихода отраженного сигнала прибор позволяет вычислять толщины слоев зондируемых сред, обнаруживать и вычислять расстояния до неоднородностей в средах.

Из-за использования достаточно высоких частот зондирующего сигнала (1200 МГц или 1600 МГц) глубинность действия георадара ограничена (50-70 см). Т.е. он гарантированно получит отраженный сигнал от верхних слоев дорожной одежды (асфальт, щебень), но из-за затухания сигнала в среде может не получить отражения от нижних слоев (песок, грунт). Впрочем, все зависит от конкретных условий применения: толщин и структуры слоев, влажности.

Основные задачи, решаемые прибором:

— для подрядной строительной организации, выполняющей дорожные работы – бесконтактно и без бурения измерять толщину слоев свежеположенного асфальта и других материалов с точностью до 1 см для контроля за расходованием материалов и выполнения требований к работам, результат обработки будет получен через несколько минут после измерений;

— для заказывающей или контролирующей организации, проверяющей качество выполнения дорожных работ – бесконтактно и без бурения измерять толщину слоев асфальта и других материалов с точностью до 1 см на всем протяжении построенной (отремонтированной) дороги по всей ширине дорожного полотна для контроля выполнения подрядчиком требований к работам по толщине асфальтового слоя и толщине и структуре всей дорожной одежды, результат измерений (полноценный отчет) может быть получен через несколько часов.

Прибор Пикор-Автодор не заменяет сертифицированные измерительные средства контроля, а дополняет их. Условно говоря, он показывает, «где нужно бурить и брать керн или работать асфальторезом».

Все измерения проводятся с геопривязкой к координатам и последующем отображении на карте местности. Прибор можно использовать как в транспортном варианте с автомобиля, так и в носимом (или с тележки).

Преимущества при использовании прибора в сравнении с традиционным методом определения толщины слоев дорожного покрытия при помощи бурения или вырезания:

  • значительно уменьшается трудоемкость, затраты времени и необходимость согласования множества проверочных бурений. Для калибровки и проверки данных прибора требуется бурение или вырезание в 1-2 точках, далее слои на экране ноутбука оказываются «привязаны» к фактическим и могут быть определены на всем протяжении участка дороги;
  • измерения проводятся по всей поверхности участка дороги (в длину и в ширину), а не только в нескольких точках. Между этими точками могут находиться некачественно выполненные участки, которые с помощью прибора можно «увидеть», а с помощью бурения – нет;
  • стоимость в несколько раз ниже аналогичных отечественных и зарубежных георадарных приборов;
  • прибор простой в освоении и в большинстве случаев не требует специалиста-геофизика для интерпретации данных.

Программное обеспечение прибора Пикор-Автодор после выполнения измерений позволяет получить наглядный профиль дорожного покрытия с привязкой по расстоянию, таблицу с данными всех измерений по толщинам слоев, координатам и меткам, построить графики с профилем толщины слоя от расстояния и GPS трек с толщинами слоев.

Комплектация

Для удобства выбора подходящей комплектации прибора Пикор-Автодор сформировано несколько типовых комплектов, каждый для решения определенного круга задач. При заказе возможен выбор любых опций из перечня комплектации прибора

Базовый комплект  — минимальный комплект прибора, необходимый для обследования дорожного покрытия. В базовый комплект входят:

  • антенный модуль Пикор-2;
  • антенная часть и корпус антенного модуля Пикор-3*;
  • кабель mini-USB с герметичным разъемом, 2 м;
  • кабель mini-USB с герметичным разъемом, 4.5 м;
  • USB-флеш-накопитель с программным обеспечением Пикор-Лед 5.0;
  • GPS-приёмник с USB интерфейсом;
  • USB-удлинитель, 3 м

* — внутри антенных модулей используется одинаковый приемопередающий модуль, который можно переставлять, меняя антенны и частоту. Пикор-3 с частотой  1200 МГц обладает большей глубинностью действия и более габаритный, Пикор-2 с частотой  1600 МГц обладает меньшей глубинностью и малогабаритный. В этом случае пользователь использует собственный ноутбук для обработки и визуализации сигнала.

Полный комплект  — комплект прибора, включающий все необходимые опции. В полный комплект входят:

  • антенный модуль Пикор-2;
  • антенная часть и корпус антенного модуля Пикор-3*;
  • кабель mini-USB с герметичным разъемом, 2 м;
  • кабель mini-USB с герметичным разъемом, 4.5 м;
  • USB-флеш-накопитель с программным обеспечением Пикор-Лед 5.0;
  • ноутбук на базе Windows 10 с характеристиками не хуже: Intel Pentium, RAM от 4 Гб, HDD/SSD от 256 Гб, от 2 USB);
  • автомобильное зарядное устройство для ноутбука;
  • транспортировочная сумка;
  • GPS-приёмник с USB интерфейсом;
  • USB-удлинитель, 3 м;
  • тележка для работ в пешеходном режиме.

Дополнительно могут предоставляться услуги по подготовке отчетов об измерениях специалистом-геофизиком на основе сделанных прибором записей.

Параметры
№ п/п Наименование показателя Значение
1 Измеряемая толщина дорожного покрытия (глубина зондирования) модуля Пикор-2 (модуля Пикор-3) 3…50 см (3…70 см)
2 Центральная частота модуля Пикор-2 (Пикор-3) 1600 МГц (1200 МГц)
3 Точность измерений 1 см
4 Разрешающая способность (минимальный размер объекта) 3 см
5 Время автономной работы (питание от батареи ноутбука), возможно использование автомобильного зарядного устройства ноутбука 2-3 часа
6 Число замеров в секунду (в зависимости от настроек) 50
7 Скорость при креплении прибора на автомобиль (с выполнением 1 измерения через каждые 10 см) 20 км/ч
8 Высота отрыва антенного модуля от поверхности 20-40 см
9 Сектор обзора (диаметр площади обследования) 1 м
10 Расстояние между точками координат GPS  (при скорости 20 км/ч) в зависимости от модели приемника 1-3 м
11 Размеры модуля Пикор-2 (Пикор-3) 39 х 30 х 13 см (56 х 45 х 16 см)
12 Масса модуля Пикор-2 (Пикор-3) 1,8 кг (5 кг)
13 Диапазон рабочих температур индикационного модуля (антенны) от -40°С  до +50 °С
14 Время подготовки к работе менее 1 мин
15 Внешний интерфейс индикационного модуля (антенны) mini-USB, герметичный
16 Степень защиты индикационного модуля (антенны) IP67
17 Совместимость с операционной системой Windows 7, 8, 10
18 Совместимость формата данных и возможность постобработки в других профессиональных программах RadExplorer, GeoScan через MatLab конвертер
Принцип действия

Принцип действия прибора схематично показан на рисунке справа. Импульсный сверхширокополосный радиосигнал малой мощности излучается передающей антенной вглубь среды, отражается от границ раздела сред с различной диэлектрической проницаемостью и принимается приемной антенной. После первичной обработки и преобразования в цифровую форму полезный сигнал через USB-кабель передается на компьютер для дальнейшей обработки и визуализации. Питание прибора осуществляется также через USB-кабель, т.е. внутри антенного модуля, размещаемого снаружи, отсутствуют батареи. Информация об отраженном сигнале визуализируется на радарограмме. По вертикальной оси отсчитывается толщина (время распространения радиоволны), по горизонтальной оси – время (количество измерений). В окошке видна текущая толщина слоя в см. В отдельном окне открыта карта, где отображается GPS трек позиционирования прибора, на котором каждой точке трека соответствует значение толщины слоя.

Порядок работы с прибором Пикор

  1. Провести измерения. Для этого закрепить антенный модуль на автомобиле (или тележке в пешем режиме), подключить GPS-приемник, запустить программу на ноутбуке, включить запись сигнала и проехать вдоль всего дорожного полотна, которое необходимо обследовать.
  2. Для быстрого измерения толщины слоев свежеположенного дорожного полотна провести экспресс-обработку сигнала на месте проведения работ. Данные прибора верифицировать измерениями линейкой по краю слоя.
  3. Для контрольного измерения толщины слоев свежеположенного дорожного полотна проехать с прибором на всем протяжении построенной (отремонтированной) дороги, при необходимости несколько раз для охвата всей ширины дорожного полотна и собрать необходимые записи измерений. Данные прибора верифицировать с помощью бурения и взятия керна. Далее обработать все записи согласно руководству и составить отчет.
Программа

Специальное программное обеспечение «Пикор-Лед» (последняя версия 5.0) предназначено для управления параметрами антенного модуля, визуализации отраженного сигнала на радарограмме (по вертикали – толщина среды, по горизонтали – время) в реальном времени, записи отраженного сигнала, использования различных алгоритмов для автоматического вычисления расстояния между границами раздела сред воздух-асфальт-щебень и т.д. и определения толщины каждого слоя, записи трека от GPS-приемника и отображения его на карте с привязкой к данным измерений прибора. Работает под операционной системой Windows.

Ниже на рисунках показан графический интерфейс и некоторые функциональные возможности программы (в качестве примера представлена среда – лед). В окне радарограммы выводится визуализированная информация об изменении сигнала со временем в плотностном виде. Обычно видна слоистая структура с наиболее четкими границами, при измерении расстояния между которыми определяется толщина соответствующего слоя. Выделенные границы раздела сред показаны ярко-зеленый цветом. Шкала слева отображает расстояние в метрах, шкала справа — в наносекундах. Горизонтальная шкала указывает на номер трассы (замера).

Программой предусмотрена возможность работы прибора в режиме регистратора, т.е. вести запись файлов приемлемого размера без необходимости останавливать запись для сохранения и начинать вновь, аналогично функции видеорегистратора на автомобиле. Для настроек различных параметров и вызова инструментов есть два контекстных меню и дополнительное меню параметров. Для более подробного ознакомления с возможностями программы можно запросить руководство по эксплуатации на прибор.

Подготовка отчета

Анализ данных измерений и подготовку отчета нужно выполнять по записи с полностью корректными границами слоя. Если в записи имеются некорректные скачки границ, их нужно откорректировать вручную и сохранить правильные границы, используя соответствующие инструменты. После выполнения обработки данных согласно инструкции мы получим файл Excel с данными толщины льда для каждого измерения, категории по толщине, расстоянии от начала отрезка измерения. Ниже показаны примеры графиков, которые можно получить для отчета.

Также можно получить интерактивный график с GPS треком с толщиной слоя, где можно узнать толщины и расстояние от начала трека для каждой точки, наведя курсор мышки, увеличивать любую область, и интерактивный график с GPS треком с толщиной слоя сразу на карте OpenStreetMaps

Примеры работы

В последние годы нами проведена большая работа по адаптации многофункционального контрольно-индикационного прибора Пикор-Лед к версии прибора для обследования дорожного покрытия Пикор-Автодор, разработаны методики работы, специальные крепления на автомобиль. Среди наших заказчиков службы судебной экспертизы, подразделения Роскапстроя, строительные организации. Работы с прибором выполняются в соответствии с ГОСТ Р 58349-2019 «Методы измерения толщины слоев дорожной одежды».

Отзывы

Ниже вы можете найти отзывы наших покупателей о приборе Пикор-Автодор, отчеты о работе прибора, методики работы с георадаром, презентационные материалы, сертификаты прибора Пикор-Автодор, нормативную документацию.

ГОСТ Р 58349-2019
Отчет о тестах Пикора с георадаром MALA
Протокол испытаний прототипа Пикор
Пример экспертного заключения, георадарная часть Пикор-Автодор
Пример обработки записи Пикор-Автодор
Меню
Яндекс.Метрика